Дарвинизм и естественно-научное наследие Н.Я.Данилевского[*]

 
 
  ПОИСК ПО САЙТУ
   
 
 
  2006 г. Т.И.Волобуева  

Изложение неоконченной главы 'Происхождение человека' (Глава IV. Раздел 1) [*]

  KeyWords:   Дарвин Ч., Данилевский, Естественный, Подбор, Отбор, Организм, Происхождение, Изменчивость, Существо, Формы, Человек, Экспрессия, Антитезы принцип, Рефлексы, Крик, Смех  
 
  ПОИСК ПО ДОКУМЕТУ
   
 

Глава IV. Изложение учения Ч.Дарвина

Ч. Дарвин пытался объяснить около сорока экспрессий при разных душевных состояниях. Как уже отмечалось, объяснения практически всех многочисленных экспрессивных движений он сводил к своему первому принципу. И только в трёх случаях, прибегал к принципу антитезиса: 1. при объяснении движения поднятия плеч, "как выражения беспомощности, бессилия, неимения возможности что-либо сделать или предупредить, 2. тех телодвижений, которые сопровождают изумление, и 3. хорошее расположение духа".1 Как отмечал Н.Я. Данилевский ни одно экспрессивное движение не объяснялось Ч. Дарвином только, как результат работы нервной системы. Более того, объясняя выражения ужаса и изумления своим третьим принципом, он хотя бы некоторую часть этих экспрессий стремится объяснить наследственной привычкой. Хотя совершенно очевидно, что привычкой нельзя объяснить ни дыхание, ни хождение, ни летание или плавание животных, так как все эти действия определены самим строением организма. А если что в этих случаях и передаётся по наследству, то только само строение, деятельность же мышц, производящих то или иное движение представляет собой необходимый результат этого строения.
***

1. Крик и плач маленьких детей

Н.Я. Данилевский рассматривает подробно анализируемую Ч. Дарвином экспрессию детского крика и плача, имеющую особое значение, так как она в свою очередь служит основанием для объяснения других экспрессий, например, печали и размышления.
Ч. Дарвин писал: “Когда маленькие дети испытывают хотя бы лёгкую боль, умеренный голод или ощущают какое-нибудь неудобство, они испускают громкие и продолжительные крики. В это время глаза у них плотно закрываются, так что кожа вокруг них морщится, а лоб нахмуривается. Рот при этом широко открыт, а губы особым образом оттягиваются, придавая рту почти четырёхугольную форму; дёсны или зубы более или менее обнажаются. Дыхание становится почти судорожным”.2 В детском крике можно выделить две составляющие: 1) это собственно крик, когда рот широко открывается при сильном выдыхании воздуха, что сопровождается особыми звуками, а также 2) плотное зажмуривание век. Понятно, что цель крика – привлечь внимание, когда ребёнок испытывает в чём-то дискомфорт или боль. Но для чего ребёнок жмурит глаза, даже когда у него ещё нет слёз? Ч. Дарвин объясняет это, приводя объяснение Ч. Белла: "Во время всякого сильного акта выдыхания, будь то при сильном смехе, плаче, кашле или чихании, глазное яблоко плотно сжимается волокнами круговой мышцы глаза, благодаря чему внутриглазная сосудистая система поддерживается и предохраняется от обратного импульса, сообщаемого в это время крови в венах. При сокращении грудной клетки и выталкивании воздуха происходит задержка крови в венах шеи и головы; при более же сильных актах выталкивания воздуха кровь не только расширяет сосуды, но переполняет даже самые маленькие веточки. Если бы в это время глаз не был надлежащим образом сжат, не оказывал бы сопротивления напору крови, то нежные ткани внутри глаза могли бы быть непоправимо повреждены".3 То есть плотное зажмуривание век и вызываемое этим сжатие глазного яблока защищают глаз от переполнения кровью. Связь между этими двумя явлениями Ч. Дарвин видит в следующем: "Продолжительный крик неизбежно ведёт к переполнению кровеносных сосудов глаза; это, вероятно, привело к сокращению мышц вокруг глаза для предохранения их – сначала сознательным путём, а потом – в силу привычки".4 Из приведённой цитаты следует, что первоначально ребёнок жмурил глаза сознательно, то есть произвольно, а не рефлекторно. А рефлекс жмурить глаза выработался уже впоследствии, в результате продолжительной передаваемой по наследству привычки. "Но, не говоря уже о том, что трудно понять, как новорождённые дети могли это делать сознательно и произвольно, является вопрос: все ли дети при крике сознательно и произвольно жмурили глаза? Если все, то, значит, всеобщность этой экспрессии могла происходить и без привычки, то есть прямо и непосредственно, как противодействие неприятному ощущению переполнения и растяжения кровеносных сосудов, и тогда зачем же привычка?".5 На самом деле привычкой в данном случае ничего не объясняется. Понятно, что и дети наших прародителей и современные дети в этом случае жмурят глаза по одной и той же причине. С другой стороны, если дети иногда жмурили глаза, а иногда нет, то исключительная привычка всегда жмуриться не могла возникнуть. Если, наконец, одни дети жмурились, а другие нет, то почему закрепилась только привычка жмурить глаза? Видимо, на это должна была быть какая-нибудь причина, например, что одно было полезнее другого. Поэтому, как подчеркивает Н.Я. Данилевский, в дело вмешивается подбор, так как передачей по наследству этого свойства вполне человеческим, или ещё полуживотным, прародителям здесь ничего нельзя объяснить, поскольку жмурить глаза при крике - особенность человеческих детей.
"Сокращение круговых мышц глаза служит добавочным средством для предохранения глаз от слишком сильного сотрясения или вибрации. К этому заключению я прихожу на основании того, что собаки и кошки, разгрызая твёрдые кости (иногда и при чихании), неизменно зажмуриваются. Впрочем, собаки не делают этого при громком лае. Саттон внимательно наблюдал для меня молодого орангутана и шимпанзе и обнаружил, что оба всегда закрывают глаза при чихании и кашле, но не делают этого, когда громко кричат. Я дал маленькую щепотку нюхательного табака одной американской обезьяне, именно Cebus, и она жмурилась, когда чихала; но она не делала этого в другой раз, когда издавала громкие крики".6 Поэтому, надо полагать, обращает внимание Н.Я. Данилевский, что дети наших животных предков, не жмурившие глаза при крике, обычно слепли от разрыва глазных кровеносных сосудов. Ослепнуть в то время означало верную гибель. Во всяком случае, возможность оставить после себя потомство полностью исключалось. Но для наших еще обезьяноподобных прародителей это было бы дополнительной причиной гибели, а следовательно, и проигрыш в борьбе за существование с основной неизменной формой, если бы не возникла способность жмурить глаза при крике у детей прогрессивно изменяющихся форм, замечает Н.Я. Данилевский. "Следовательно, если это экспрессивное движение век и не было предусмотрено и предустроено в том смысле, как это понимал Белль, то это изменение, счастливым образом совпавшее с условием крайней в нём нужды, было бы тем не менее очевидным свидетельством, если не статической, то динамической целесообразности, или другими словами, если не равновесия предустановленной гармонии строения и отправлений, то соответственности и целесообразности хода или процесса изменчивости, что одинаково предполагает целесообразную, то есть разумную предустановленность".7 Таким образом, привычкой в данном случае ничего нельзя добавить к объяснению, которое даёт простое рефлекторное действие, то есть непосредственное влияние нервной системы. Выходит, что это движение век можно объяснить привычкой, только используя понятие естественного отбора, который тут до того невероятен, что и сам Дарвин не решался обратиться к нему.
То же можно сказать и о другом сопутствующем детскому крику явлении: пролитии слёз, характеризующемся тем, что его не бывает у новорождённых детей в течение первых недель, или нескольких месяцев их жизни.

1 Данилевский Н.Я. "Дарвинизм", гл. "Происхождение человека", С.-Пб., 1885, с. 45
2 Ч. Дарвин "О выражении эмоций у человека и животных", ПИТЕР, С.-Пб., 2001, сс. 135-136
3 цит. по Ч. Дарвину "О выражении эмоций у человека и животных", ПИТЕР, С.-Пб., 2001, с.144
4 Там же, с. 158
5 Данилевский Н.Я. "Дарвинизм", гл. "Происхождение человека", С.-Пб., 1885, сс. 49-50
6 Ч. Дарвин "О выражении эмоций у человека и животных", ПИТЕР, С.-Пб., 2001, сс.147-148
7 Данилевский Н.Я. "Дарвинизм", гл. "Происхождение человека", С.-Пб., 1885, с. 51

Аннотация Сайта Контакты    Copyright © 2004 -