Дарвинизм и естественно-научная проблематика Н.Я.Данилевского*

 
 
  ПОИСК ПО САЙТУ
   
 
 
  1885, 1887 гг. Н.Я.Данилевский  

'Дарвинизм. Критическое исследование' (Том I. Приложение IV) [*]

  KeyWords:   Декандоль, Культурные, Растение, Одичание  
 
  ПОИСК ПО ДОКУМЕТУ
   
 

Приложение IV"
Список культурных растений, встречаемых и в диком, и в одичалом состоянии, не отличимом одно от другого по А. Декандолю (стр.41)

Предлагаю здесь список главнейших растений, встречающихся в культуре и находимых вместе с тем и вне оной, частью, несомненно, и в диком состоянии, но о которых трудно бывает решить в каждом данном случае, действительно ли они дикие, или только одичавшие.
Рис (Oriza sativa L.) «Дикий рис растет в изобилии по берегам озера в стране Циркаров. Томсон собирал дикий рис в Морадабаде в провинции Дели. Исторические причины подкрепляют мысль, что эти обращики принадлежат диким коренным растениям. Без этого можно бы считать их результатом распространенной культуры этого вида, тем более что есть много примеров той легкости, с которой рис разводится и натурализуется в жарких и сырых странах. Тем не менее, соединение исторических указаний и ботанических вероятностей ведет к принятию для Индии существования риса, предшествовавшего его культуре».1 Если бы одичавший рис не подходил очень близко к дикому, то такое сомнение было бы невозможно, и одних ботанических причин было бы достаточно, чтобы принять или отвергнуть это предположение.
Овес (Аvena Sativa L.) «Овес легко рассевается по мусорным местам (decombres), по краям дорог, по обработанным местам, легче других хлебов, и иногда удерживается в них так, что кажется диким … Факты этого рода заставляют нас относиться скептически к овсу, который, говорит Бове, он нашел в пустыне Синайской … Я не могу открыть ни по книгам, ни по гербариям (т.е. по ярлыкам, обозначающим местонахождение высушенных экземпляров) существования настоящих диких образчиков ни в Азии, ни в Европе ... Но условия нахождения будет ли то дикого, или одичавшего овса в Австрийских владениях от Далмации до Трансильвании чаще, чем где-либо в другом месте».2 Значит дикого от одичавшего отличить нельзя, и только обозначение местообитания в гербариях и книгах заставляет склоняться к этому последнему мнению.
Сахарный тростник (Saccharum officinarum L.) «Я не знаю, почему Риттер и все за ним упустили из виду утверждение Лурейро в его кохинхинской флоре: «живет (habitat), и культивируется в изобилии во всех провинциях Кохинхины, также в некоторых областях Китая, но в меньшем количестве». Слово habitat, отделенное запятой от остального - очень утвердительно. Лурейро не мог ошибиться относительно Saccharum officinarum, который видел вокруг себя культивируемым, и главные разновидности которого он перечисляет. Он должен был видеть экземпляры дикие, по крайней мере, по наружности. Может быть, они и происходили из какой-нибудь соседней культуры, но я не знаю ничего, `что делало бы невероятным его нахождение в диком виде (sa spontaneite) в этой жаркой и сырой части Азиатского материка».3 Значит опять дикие экземпляры от одичавших неотличимы.
Миндаль (Amygdalus communis L.) «Миндаль растет в виде совершенно дикого или одичавшего дерева в жарких и сухих странах Средиземноморской области и умеренной Азии. Так как орехи его, происходящие из культур, часто натурализуют этот вид, то надо прибегать к различного рода указаниям (т.е. историческим, филологическим и т.п.), чтобы угадать древнее его отечество».4 Относительно миндаля это тем доказательнее, что миндаль, несомненно, существует и в диком виде. Так «Буасье видел обращики его, собранные в скалистых местах (rocailles) Месопотамии, Адербиджана, Туркестана, Курдистана и в лесах Антиливана; а Коссон встретил естественные миндальные леса около Саиды в Алжире». Но все-таки, определить пределы его естественного распространения нельзя, потому что, например «его считают диким по берегам Сицилии и Греции; но там, и еще более в местностях, где он находится в Италии, Франции, Испании, весьма вероятно, или даже почти достоверно, что это результат орехов, случайно высеявшихся из культур».5 Если бы одичавший миндаль отличался от дикого, то относительно этого вопроса никакого не могло бы быть сомнения. Но вопрос о первоначальном отечестве Декандоль принужден решать историческими и лингвистическими соображениями, так как ботаника ответа не дает.
Редька (Raphanus sativus L.) «Нет сомнения, что этот вид происходит из умеренных стран Старого света; но так как он распространился по огородам с самых отдаленных исторических времен от Китая и Японии до Европы, и так как он часто высевается вокруг культур, то трудно определить точку его отправления».6 Но это никакого затруднения не составило бы, если бы одичавшая редька отличалась от дикой, тем более, что культурная от одичавшей достаточно отличается.
Хрен (Cochlearia Armoracia L.). Растет как бы диким во всей средней и северной Европе. В Голландии не сомневаются в его дикости, в Англии одни утверждают, другие отрицают ее. В Нормандии также находят хрен иногда как бы диким. Чтобы решить этот вопрос, Декандоль должен был обратиться к доказательствам ботанико-географическим и лингвистическим, и только изобилие его в восточной России и коренное славянское слово хрен заставляют признать его отечеством восточную Европу.
Картофель (Solanum tuberosum L.). «Никто не может сомневаться, что картофель родом из Америки; но, чтобы определить из какой именно части этого обширного материка, необходимо узнать - находится ли там это растение в диком состоянии и в каких местностях? Чтобы точно ответить на этот вопрос, надо сначала устранить две причины ошибок: одна состоит в том, что смешивали с картофелем близкие виды рода Solanum; другая, что путешественники могли ошибаться относительно дикости растения. Нас касается, конечно, только этот последний источник ошибок. Относительно его путешественник и ботаник Веддель выражается так: - «Когда размыслишь, что на бесплодных Кордильерах Индейцы устраивают иногда свои маленькие культуры на местах, почти недоступных большинству наших европейских фермеров, легко понять, что путешественник, посетив случайно одну из таких культур, давно уже заброшенную, и найдя в ней экземпляр Solanum tuberosum, случайно сохранившийся, - срывает и сохраняет его в уверенности, что он там действительно растет дико; но где же на это доказательство?»7 Итак, вот к каким соображениям привычек и обычаев страны надо прибегать, чтобы решить: дикий или одичавший картофель найден ботаником? - Само растение значит, этого не говорит. Что оно не культурное - это видно; но принадлежит ли оно к неизменившемуся еще культурой поколению родоначальников культурного вида, или только к одичавшим потомкам этого последнего, - этой тайны оно не выдает своей наружностью. Как же после этого утверждать, что дикие организмы не возвращаются к своей первобытной коренной типичной видовой форме!
Капуста (Brassica oleracea L.) «Растет дико на скалах у берегов моря: 1) островов Лаланда в Дании, Гельголанда, южной Англии и Ирландии, Нормандии, - островов Джерсея и Гернзея, в департаменте Нижней Шаранты; 2) На северных берегах Средиземного моря, около Ниццы, Генуи, Луки». Распространение в местностях друг от друга отделенных, - в двух различных областях Европы, может заставить подозревать, или что экземпляры, по-видимому, дикие, суть, однако же, во многих случаях результат рассеивания происшедшего из культур, или что вид был некогда более распространен и стремится исчезнуть». Как бы там ни было, для нас важно то, что нельзя решить по виду, дикое ли у нас пред глазами растение, или только одичавшее, и это когда дикий вид, несомненно, существует, а культурные породы разнятся от дикого до чрезвычайности, до неузнаваемости, следовательно, когда все нужные сравнение и сличения можно бы сделать; но они не ведут к отличию первобытной формы от возвратившихся к ней форм культурных.
Обыкновенный салат (Lactuca Scariola). Местообитание вида очень обширно, но Декандоль замечает: «Культурный салат часто развивается вне огородов… Возможно, что первоначальное отечество вида распространилось рассеянием культурного латука, возвратившегося к дикой форме».8
Такие же примеры, в различной степени доказательные, представляют виды: Марена (Rubia tinctorum L.) Arracacha esculenta Dc., Alocasia macrorrhiza Schott, портулак (Portulacca oleracea L.), Scandix Cerefolium L., Valerianella alitoria L.
Кардон (Cynara Cardunculus L.). Теофраст говорит, что в его время кардон рос дико в Сицилии, но не в Греции, где в настоящее время он растет. Но только это историческое свидетельство дает возможность заключить, что в этой последней стране кардон есть одичалая, а не искони дикая принадлежность ее флоры.
Цикорий (Cychorium Intybus L.), Нельзя решить, дик или только одичал цикорий в Испании и на о-ве Мадере.
Ervum Ercilia L. и Vicia saliva L. Посевная вика распространилась из культуры на мыс Доброй Надежды и в Калифорнию, но никаких особых признаков при этом не получила и остается схожей с европейской дикой.
Lathyrus Cicero L., и Lathyrus sativus L. «Понятна трудность определить первоначальную дикость (spontaneite), если дело идет о виде, семена которого часто бывают смешанны с хлебами и который легко распространяется культурой». Таковы же:
Trigonella Foenum graecum L., Ornithopus sativus (Broters), Spergula arvensis L.
Гвинейская трава, Panicum maximum Jacq. Нельзя даже решить, африканское ли это, или американское растение; очевидно потому, что одичалое совершению подобно дикому.
Чайное дерево (Thea sinensis L.). Семена чая часто рассеиваются вне культур, и это ставит ботаников в сомнение относительно первобытной дикости встречаемых ими экземпляров. Тут оба термина сравнения существуют, и культурное растение, которое должно было измениться от долгой, более чем 4000 летней, культуры, - и, несомненно, дикое (в Асаме), и, однако же, различение одичалого от этого последнего не удается.
Лен (Linum usitatissimum L.) - вид или природная разновидность от Linum angustifolium. Дикие и одичалые формы по ботаническим признакам неотличимы, и `что должно отнести к тем или другим, решается лишь предположительно нахождением вблизи или вдали от культур. Тоже можно заметить о Corchorus capsularis L. и Corchorus olitorius L. (Джут прядильный и огородный) и об Erythroxylon Coca Lam.
Хна (Lawsonia alba Lam). Возможно, что и в Индии она распространилась высевами из культур вне своего первоначального отечества, как это случилось в XVII столетии на Амбоине и позднее на Антильских островах, но узнать это по признакам, т.е. отличить дикую форму от одичалой, нельзя.
Табак (Nicatiana Tabacum L.) В недавнее время найден диким в Эквадоре, на западном склоне вулкана Коразона, но во многих местах он растет как бы дикий, и в действительной дикости сомневаются только по его местонахождению, а не по виду и признакам.
Boehmeria nivea (Hook et Arnott) и конопля (Cannabis saliva L.) представляют подобные же примеры.
Столтник (Agave americana L.). Культивируется издавна в Мексике и во многих местах встречается вне культур, но, где он действительно дик и где только одичал, неопределимо. Если бы не знали положительно, что в южную Европу агава ввезена, то и тут можно бы принять ее за дикую.
О тропических плодовых деревьях: Anona squamosa L. и Anona chaerimolia Lam также как и о бодрянке (Citrus decumana Willd) трудно утвердительно сказать, дикие ли они, или только одичали.
Толстокожий лимон (Citrus medica L.). Дикий лимон растет в Индии, но есть и в других местах, например в лесах Явы, про которые Румфиус говорит, что они, может быть, результат случайной натурализации вследствие культуры.
Виноград (Vitis vinifera L.). Без сомнения много дикого в Закавказье и в западной Азии, но много и одичавшего, и они неотличимы - значит, виноград возвращается к своему типу.
Унаби (Zizyphus vulgaris Lam.). По историческим данным вероятно из северного Китая, но одичал из культур в сухих местах северо-западной Индии, Персии и Армении, позднее и в Греции и в Италии. Первоначальная дикость или одичалость так сказать распознается при помощи истории, лингвистики, ботанической географии, но не ботаники.
Ююба (Zizyphus Jujuba Lam.). Древняя культура этого плодового дерева произвела множество разновидностей. Теперь распространена от южного Китая до Марокко и западной тропической Африки. «Где же, - говорит Декандоль, - было первоначальное отечество вида прежде всякой культуры? Это трудно узнать, потому что косточки легко рассеиваются, и натурализуют растение вне садов». Вопрос решается в пользу Индии единственно на основании исторических и лингвистических свидетельств.
Anacardium occidentale L. Происхождение этого странного плодового дерева - съедобную часть которого составляет утолщенная плодовая ножка, а не сам сидящий на ней плод - несомненно из Америки, но из какой именно ее части - это не столь достоверно. С другой стороны, оно растет на Малабарском берегу «везде», по словам Рида (Rheede). Существование тропического древесного вида в Старом и в Новом свете казалось, однако столь мало вероятным, что подозревали сначала какое-нибудь различие в американской и в индейской форме - видовое или, по крайней мере, разновидностное. Но это не подтвердилось. Следовательно, заметим, сравнение форм было самое тщательное, если искали даже разновидностных отличий. Тем не менее, несомненно, что в Индии дерево это только одичалое, натурализовавшееся из садов.
Mangifera indica L. представляет столь же сомнительный пример, хотя растение и бесспорно индейское.
Черешня (Primus Avium L.). Была распространена на значительной части средней Европы уже во времена доисторические, ибо косточки найдены в озерных жилищах, занесенные из первоначального отечества, из стран к югу от Кавказа и Черного моря, вероятно птицами, - следовательно, от дикого еще вида. Но было и другое распространение этого дерева - без сомнения из культуры, под влиянием которой дерево это, несомненно, изменилось и произвело множество разновидностей. Таковы без сомнения черешни о-ва Мадеры и некоторых мест Соединенных Штатов. Но эти одичалые черешни такие же, как и дикие европейские. Следовательно, одичание возвратило их к первоначальному видовому типу.
Абрикос (Primus Armeniaca L.). Встречается ли абрикос диким в одном лишь Китае, или сверх того в СЗ. Индии и даже в Закавказье и в западной Азии - этот вопрос решается лишь историческими соображениями. Одичавшее же растение совершенно подобно дикому.
Груша (Pyrus communis L.). Относительно этого дерева приведу следующую выписку (стр. 185). Признав за отечество груши Персию и страны до берегов западной Европы, Декандоль замечает: «Надо, однако же, прибавить, что на севере Европы, на Британских островах повсеместная культура должна была распространить и усилить натурализацию (одичание) сравнительно недавно. Но этого теперь совершенно невозможно отличить».
Айва (Cydonia vulgaris Pers.). Одичалая, также как и груша, неотличима от дикой.
Гранат (Punica Granatum L.). Дикость этого плодового деревца вне Персии и Кавказа может быть отрицаема лишь на основании исторических и лингвистических соображений.
Psidium Guayava (Raddi). «В настоящее время, конечно, растет диким вне культур на Антильских островах, в Мексике, центральной Америке, Венесуэле, Перу, Гвиане и Бразилии. Но с какого времени? С того ли, как европейцы распространили его культуру, или ранее вследствие переносов туземцами или птицами? Этот вопрос, кажется, нисколько не подвинулся с тех пор, как я об нем говорил в 1855 году».9 Но в первом случае распространение было бы одичанием, во втором же частью также одичанием, частью же естественным распространением области дикого вида. Если вопрос не решается, значит, между диким и одичавшим деревом различий нет.
Lagenaria vulgaris Dering. Только исторические соображения заставляют принять, что растение это в Америке должно считать лишь одичавшим. Столь же сомнительны дикость или одичалое состояние еще следующих растений тыквенного семейства: Cucumis Anguria L., Benincasa hispida Thunb., Luffa cylindrica Roem., L. acutangula Roxb.
Кактусовая фига (Opuntia Ficus indica L.). К этому кактусу относится то же, `что было сказано об Agave americana.
Крыжовник (Ribes Grossularia L.). Между тем как культурная ягода столь отлична от дикой, - существует сомнение, должно ли считать этот куст в природе действительно диким или только одичалым. Если бы культурные формы не возвращались к видовому типу, такое сомнение не могло бы иметь места.
Маслина (Qlea europea L.) Дикая форма настолько отличается от культурной, что многие ботаники дали первой особое название, как особому виду - Olea oleaster. Между тем, несомненно, одичалые деревья от настоящих диких не отличаются, и потому остается сомнение, ботанически неразрешимое, о первоначальных пределах его дикого местообитания, или о том, насколько область эта распространилась естественным путем, и насколько путем культуры через последующее одичание. Взгляд на теперешние масличные деревья, - говорит Декандоль, - не может решить этого вопроса.10
Capsicum frutescens Willd. Кустарный стручковый перец, представляет сомнения того же рода.
Lycopersicum esculentum Miller. Помидор. Форма с мелкими круглыми плодами, Lycopersicum cerasiforme, встречается, как дикой, так и одичалой, без возможности решения этого вопроса.
Дынное дерево (Carica Papaya L.) одичало около мест культуры Нового и Старого света, а нахождение его в настоящем диком состоянии в первом доказывается лишь исторически и ботанико-географически.
Смоковница (Ficus carica L.) Дикая отличается от культурных форм, но одичалая от первой неотличима. Интересен следующий факт. Г. Планшон нашел в туфах четверичной эпохи около Монпелье, а маркиз Сапорта у Эгладов (des Ayglades) близь Марселя и в четверичных почвах Ла Селля близь Парижа листья и даже плоды смоковницы. И так смоковница существовала уже под теперешней своей формой в столь отдаленные времена. Возможно, что смоковницы потом погибли и на юге Франции (как например ископаемые лошади в Америке), как это наверно случилось около Парижа, а после этого возвратились в дикое состояние уже из культуры - одичали. Может быть, что старые смоковницы, виденные Веббом в Бертело в самых диких местностях Канарских островов, - происходили от тех, которые существовали в четверичную эпоху. Значит и от этих ископаемых форм теперешние, и дикие, и одичалые, смоковницы существенно не отличаются ни листьями, ни плодами. Каких же еще нужно доказательств, что культурные растения, дичая, возвращаются к первобытной форме?
Финик (Phoenix dactylifera L.) Изложив легкость, с которой он дичает и натурализуется, Декандоль говорит: «Ботаники принимают правда разновидность sylvestris, т.е. дикую с плодами мелкими и кислыми (acerbes) - но это может быть результатом недавней натурализации на неблагоприятной почве», т.е. другими словами - результатом возвращения к дикому видовому типу.
Шоколадное дерево (Theobroma Cacao L.) и сладкий стручок или рожек (Ceralonia Siliiqua L.) представляют столь же сомнительные случаи настоящей дикости или одичания.
Гречиха (Fagopyrum esculentum Macnab.) обыкновенная. «Гречиха распространяется иногда вне культур. Чем более приближаемся к ее отечеству, тем чаще это случается. Из этого следует, что было бы трудно определить пределы ее, как дикого растения, на границах Европы и Азии, в Гималаях и в Китае». Но из этого следует также и то, что если бы культурные растения, дичая, не возвращались вполне к видовому типу, то и затруднения этого не было бы.
Каштан (Castanea vulgaris Lam.) Есть формы каштана культурные, дикие и одичавшие. Если бы первые, дичая, не возвращались к дикому типу, то не составляло бы особого труда определить, где каштан растет действительно дико и где он только одичал. Но Декандоль говорит: «Его сеяли или сажали во многих местностях южной и западной Европы, и теперь трудно знать, дикий ли он там, или культурный»11 (т.е. происшедший от культуры).
Этих многочисленных примеров кажется достаточно для доказательства, что культурные растения, дичая, становятся неотличимыми от их действительно диких родичей, и что, следовательно, право делать заключения от возделанных растений к диким подлежит большому сомнению.

"  Дарвинизм. Критическое исследование (Том I)
1 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 311.
2 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 301.
3 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 124.
4 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 174 и 175.
5 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 175.
6 Alph. Dec. Orig. des plantes cultivees, p. 23
7 Alph. Decand. Origine des plantes cultivees, p. 66
8 Alph. Dec. Orig. des plantes cul., p. 76.
9 Alph. Decand. Orig. des plantes cult., p. 194.
10 А1. Dec. Orig. des pl. cult., p. 223.
11 Alph. Dec. Orig. des plantes cult., p. 283.

Контакты    Copyright © 2004 -